Статус и основы организации центральных банков
читать дальшеЦентральные банки имеют особый статус, обусловленный тем, что они совмещают в себе отдельные черты банковского учреждения и государственного органа управления. Центральные банки осуществляют банковские операции, которые приносят доход (кредитование коммерческих банков, операции с ценными бумагами на открытом рынке, операции с иностранной валютой и пр.), но целью этих операций не является получение прибыли. Центральные банки используют эти операции как инструмент монетарной политики, руководствуясь только государственными интересами или действующим законодательством.
Под правовым статусом центрального банка понимают его роль и место в системе других государственных органов. Правовой статус центрального банка можно охарактеризовать таким образом, это:
1. государственный орган управления с возложенными на него особенными функциями в сфере денежно-кредитных отношений и банковской деятельности;
2. для реализации этих функций центральный банк наделяется соответствующими государственно-властными и гражданско-правовыми полномочиями;
3. является самостоятельным юридическим лицом;
4. его имущество отделено от имущества государства; центральный банк может им распоряжаться как владелец;
5. не является коммерческой организацией.
Основные положения, которые определяют статус центрального банка:
1. Порядок определения основных задач центрального банка;
2. Формирование уставного капитала банка;
3. Характер взаимоотношений банка с органами государственной власти (проблема независимости ЦБ);
4. Уровень экономической независимости центрального банка;
5. Порядок назначения и освобождения высшего руководящего состава банка.
6. Структура управления ЦБ.
Основные задачи центрального банка во многих странах определяются на законодательном уровне, как правило, в специальном законе, который регламентирует деятельность центрального банка. Продолжительное время функционирования центрального банка в различных странах даёт возможность сформулировать их основные задачи:
• Обеспечение стабильности национальной денежной единицы (ценовой стабильности) и таким образом содействие (опосредовано) стабильному экономическому росту;
• Содействие эффективному развитию банковской системы и её надёжности:
• Обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования платёжной системы страны.
Порядок формирования уставного капитала центрального банка не является одинаковым во всех странах. Уставный капитал банка может принадлежать государству (Франция, Германия). Государство может владеть только частью капитала, а другая часть может находиться в собственности акционеров (Австрия, Швейцария, Япония). И наконец, весь капитал банка может быть собственностью частных акционеров (США, Италия). Порядок (источники) формирования уставного капитала центрального банка не имеет принципиального значения для его функционирования, поскольку целевая направленность деятельности центральных банков определяется не интересами акционеров, а государственными интересами, то есть интересами всего общества.
Характер взаимоотношений ЦБ с органами государственной власти по своему содержанию и форме значительно отличаются в различных странах. В общем виде можно выделить две модели:
1. ЦБ выступает агентом Минфина и проводником его ДКП.
2. ЦБ является независимым от правительства, что обеспечивает ему независимость при проведении ДКП без давления со стороны власти.
Но на практике ни одна из этих моделей не существует в чистом виде. В большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой используются различные модели взаимодействия с органами власти.
Уровень экономической независимости центрального банка. Центральные банки, как правило являются экономически независимыми органами, которые имеют самостоятельный бюджет (смета). Они осуществляют свои расходы за счёт собственных доходов, а превышения доходов над расходами направляют в государственный бюджет, не уплачивая при этом налогов. Экономическая независимость подчёркивает особый статус центрального банка по сравнению с другими властными структурами, которые финансируются за счёт бюджетных ассигнований и зависят, таким образом, от выделения им средств парламентом и правительством.
Как правило, структура управления современных ЦБ является двухуровневой. Первый уровень (Совет, Директорат и пр.) разрабатывает основные направления ДКП и осуществляет стратегическое управление банком. Второй уровень (Правление) – исполнительный орган, основной задачей является проведение ДКП в соответствии с основными направлениями, разработанными Советом и оперативное руководство банком.
В различных странах существуют различные модели построения центральных банков и их организационной структуры. Организационная структура центрального банка в значительной степени определяется формой государственного устройства страны (федерация, унитарное государство), национальными особенностями и особенностями банковского законодательства.
Факторы, влияющие на численность персонала центрального банка.
1. Число участников рынка. Чем больше кредитных организаций, тем больше требуется сотрудников для работы.
2. Площадь обслуживаемой территории. Для крупной страны необходима разветвлённая организация и большой штат сотрудников.
3. Уровень экономического развития (ВВП на душу населения). По мере увеличения национального благосостояния квалификация повышается, а технологии улучшаются, в результате чего трудоёмкость падает и необходимо меньше сотрудников.
4. Степень независимости центрального банка. Чем больше независим центральный банк, тем лучше он оптимизирует свою деятельность и тем меньше его штат.
5. Ответственность за банковский надзор и регулирование. В странах. Где банковский надзор передан мегарегулятору или специализированному органу, центральному банку не требуется штат по надзору.
6. Организация и обеспечение работы платёжной системы. Если центральный банк вовлечён в организацию и управление платёжной системой, ему требуются расчётно-кассовые узлы и, соответственно, больше специалистов.
7. Производство денежных знаков. Если центральный банк занят производством банкнот и монет, ему необходим технический персонал.