Под правовым статусом центрального банка понимают его роль и место в системе других государственных органов. Правовой статус центрального банка можно охарактеризовать таким образом, это:
1. государственный орган управления с возложенными на него особенными функциями в сфере денежно-кредитных отношений и банковской деятельности;
2. для реализации этих функций центральный банк наделяется соответствующими государственно-властными и гражданско-правовыми полномочиями;
3. является самостоятельным юридическим лицом;
4. его имущество отделено от имущества государства; центральный банк может им распоряжаться как владелец;
5. не является коммерческой организацией.
Основные положения, которые определяют статус центрального банка:
1. Порядок определения основных задач центрального банка;
2. Формирование уставного капитала банка;
3. Характер взаимоотношений банка с органами государственной власти (проблема независимости ЦБ);
4. Уровень экономической независимости центрального банка;
5. Порядок назначения и освобождения высшего руководящего состава банка.
6. Структура управления ЦБ.
Основные задачи центрального банка во многих странах определяются на законодательном уровне, как правило, в специальном законе, который регламентирует деятельность центрального банка.
Задачи центрального банка- это объективно обусловленные цели, к достижению которых он должен постоянно стремиться. Продолжительное время функционирования центрального банка в различных странах даёт возможность сформулировать их основные задачи:
• Обеспечение стабильности национальной денежной единицы (ценовой стабильности) и таким образом содействие (опосредовано) стабильному экономическому росту;
• Содействие эффективному развитию банковской системы и её надёжности:
• Обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования платёжной системы страны.
Характер взаимоотношений ЦБ с органами государственной власти по своему содержанию и форме значительно отличаются в различных странах. В общем виде можно выделить две модели:
1. ЦБ выступает агентом Минфина и проводником его ДКП.
2. ЦБ является независимым от правительства, что обеспечивает ему независимость при проведении ДКП без давления со стороны власти.
Но на практике ни одна из этих моделей не существует в чистом виде. В большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой используются различные модели взаимодействия с органами власти.
Уровень экономической независимости центрального банка. Центральные банки, как правило являются экономически независимыми органами, которые имеют самостоятельный бюджет (смета). Они осуществляют свои расходы за счёт собственных доходов, а превышения доходов над расходами направляют в государственный бюджет, не уплачивая при этом налогов.
Факторы, влияющие на численность персонала центрального банка.
1. Число участников рынка. Чем больше кредитных организаций, тем больше требуется сотрудников для работы.
2. Площадь обслуживаемой территории. Для крупной страны необходима разветвлённая организация и большой штат сотрудников.
3. Уровень экономического развития (ВВП на душу населения). По мере увеличения национального благосостояния квалификация повышается, а технологии улучшаются, в результате чего трудоёмкость падает и необходимо меньше сотрудников.
4. Степень независимости центрального банка. Чем больше независим центральный банк, тем лучше он оптимизирует свою деятельность и тем меньше его штат.
5. Ответственность за банковский надзор и регулирование. В странах. Где банковский надзор передан мегарегулятору или специализированному органу, центральному банку не требуется штат по надзору.
6. Организация и обеспечение работы платёжной системы. Если центральный банк вовлечён в организацию и управление платёжной системой, ему требуются расчётно-кассовые узлы и, соответственно, больше специалистов.
7. Производство денежных знаков. Если центральный банк занят производством банкнот и монет, ему необходим технический персонал.
@темы: Трудовыебудни